Ранее мы обсудили определенные влияния на установку и восприимчивость пациентов, перенесших рак; то есть то, как они справляются с тяжелым испытанием, учитывая внешние условия. В частности, обсуждались возраст пациентов, эпоха, в которой пациент рос, и, наконец, потенциальное влияние духовности не только на заболевание, но и на состояние умственных способностей онкологического больного. Сегодня я продолжаю эту тему, обращаясь к соблазнительной привлекательности альтернативной медицины и методам, которые еще должным образом не проверены соответствующим научным сообществом.

Склонность избежать обычных суровых методов может быть экстраординарной — само слово «операция» пугает многих; долгий курс облучения может быть жестоким; и по не совсем понятным причинам, суеверие, связанное с химиотерапией, может быть предметом особого отвращения.

Учитывая текущее состояние информационных технологий, понятно, что умный человек, который обладает даже скромными компьютерными навыками, имеет возможность ознакомиться с данной проблемой и войти в контакт с сетью «альтернативной медицины». Таким образом, информация о различных методах борьбы с различными заболеваниями открыта.

Я считаю, что этот отчаянный личный поиск и не только для жертв рака — наиболее желаемый. Неудивительно! Это может быть самое страшное из заболеваний.

Весьма часто пациенты или их семьи спрашивают о таких нетрадиционных вариантах, как пищевые добавки или растительные лекарственные средства. На мой взгляд, для врача важно не отбрасывать эти средства, хотя большинство онкологов не имеют никакого реального интереса к их включению в лечение, по крайней мере, пока они не доказали свою состоятельность.

Вместо этого мы, сторонники традиционной медицины в лечении рака, должны пригласить пациента для обсуждения вопросов, касающихся плана лечения, который будет использоваться, и при этом, быть готовыми выслушать и найти разумное объяснение тому, почему в лечении пациента нужно придерживаться традиционных методов.

Часто пациенты стремятся быть, так сказать, вовлеченными в бой, и, как минимум, это может служить психотерапией. Слушать и даже иногда читать о том, что пациент предлагает в качестве альтернативы отнимает много времени, а нетерпение может приводить к отношению, которое по существу унижает и без того напуганного человека. При этом надо признать, что часто онкохирурги оставляли многие вопросы альтернативного лечения для терапевтов, которые, как правило, более осведомлены и более открыты для такого диалога.

Независимо от того, кто является «ответчиком на вопросы», и несмотря на необходимость всегда оставаться открытым для новых идей, важно иметь в виду тот факт, что увлеченность непроверенными альтернативными методами не только может нанести прямой вред, но также может привести к задержкам в использовании проверенных традиционных методов.

Обучая пациентов и убеждая их перестать преследовать фантазии, онколог должен объяснить, что если альтернативные методы иногда работают по другим механизмам, а стандартные научные методы могут иногда терпеть неудачу, это не повод отказываться от методов, прошедших все возможные клинические испытания.

Почти каждым аспектом, связанным с исследованием рака и разработкой лекарственного средства, управляют федеральные и государственные инструкции, которые были созданы за прошлые несколько десятилетий, чтобы защитить общественность от вреда из-за конфликтов финансовых интересов в исследовании фармацевтических сообществ, не соответствующих защите прав пациента в изысканиях, вторжениях в личную жизнь, небезопасных онкологических препаратов и плохо испытанных приборов.

Конечно, хотя и основанные на самых лучших намерениях, многие положения имеют непредвиденные последствия, препятствующие темпам новых методов лечения; неудивительно, что испуганные больные раком, которые знают о бюрократической инерции и которые стремятся избежать предполагаемых страданий стандартного лечения рака, уязвимы перед привлекательностью альтернативных методов. Несмотря на эти задержки и другие недостатки системы, это гораздо лучше, чем нерегулируемое лечение рака.

Чтобы использовать одну конкретную альтернативную методологию в качестве примера, я отмечу традиционную китайскую медицину. В США в городских районах с большой долей китайского населения — Нью-Йорк, Сан-Франциско и других — это гораздо больше, чем увлечение. Значительное число врачей практикуют, используя это древнее ремесло. Хотя это не должно быть отвергнуто, но и не должно заменить стандартное лечение рака.

Тем не менее, врачи должны иметь в виду, что китайцы применяли методы лечения травами в течение тысяч лет, и, несомненно, стандартная западная медицина может получить много полезной информации от этой древней культурной методологии.

Другие альтернативы, которые иногда используются в лечении рака, совершенно причудливы и полностью лишены научной или даже логической основы. Такой пример причудливой терапии рака был замечен у ряда пациентов, которые ездили в Мексику в 1970-е годы, чтобы получить определенное лекарство, полученное из сока кактуса, несмотря на полное отсутствие научных доказательств в поддержку ее использования. Список можно продолжать и продолжать.

Однако полагать, что имеющиеся знания — это предел, было бы неверно. Мы должны оставаться открытыми для новых исследований и результатов; и, что важно, понимать, что использование стандартных методов и исследование нетрадиционных альтернативных не являются взаимоисключающими понятиями.